Полезная информация

Гиперактивный или сверходарённый?

Воспитание Обучение Психология

Как помочь нестандартным детям

Дети-индиго - это словосочетание в последнее время можно слышать все чаще и чаще, большей частью в таких высказываниях, как «дети нового времени» или «дети будущего». Речь прежде всего идет о совершенно особенных детях, число которых в мире возросло с начала 1980-х годов и в настоящее время продолжает увеличиваться.
Они обладают высокоразвитым интеллектом и ярко выраженными творческими способностями. С другой стороны, их поведение столь разительно отличается от поведения других людей, что они зачастую вызывают у окружающих недовольство, нелегко приспосабливаются к обществу и с большим трудом поддаются воспитанию. Отличительной чертой многих детей-индиго следует считать, к примеру, наличие у них синдрома дефицита внимания (СДВ) или синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Поэтому дети-индиго нуждаются в особенном внимании родителей (как, впрочем, все без исключения дети).
Сегодня число детей, имеющих эти диагнозы и демонстрирующих неадекватное поведение, увеличивается. Правда, такого рода поведение часто проявлялось у детей предшествующих поколений, но если и имело место, то вряд ли точно диагностировалось и соответственно называлось.

Качества и отличительные черты детей индиго

Дети-индиго отличаются рядом качеств, воспринимать которые окружающим, и в первую очередь родителям, не всегда просто. Так, дети-индиго признают авторитет своих пап и мам, как, кстати, и других взрослых, лишь тогда, когда те объясняют детям, что от них требуется или чего именно делать не следует. Простое «нет» в качестве запрета уже с младенчества является для них пустым звуком. Их нельзя запугать или остановить с помощью угроз, особенно если эти дети что-то задумали.

Наряду с этим дети-индиго обладают некими отличительными чертами, которые до сих пор у детей не встречались или же встречались очень редко. Например, в эзотерических кругах им приписывают способность общаться с животными и растениями. Эти дети также особенно эмоциональны и чутки.
Вот некоторые из существенных качеств, которые присущи детям-индиго и которые могут достаточно осложнить их воспитание.

- Дети-индиго с самого раннего возраста обладают очень высокой и ярко выраженной самооценкой, и они отчетливо дают родителям это почувствовать. Кроме того, создается впечатление, что эти дети точно знают, чего хотят.

- Если индиго говорят: «Я хочу именно это!», то разубедить их можно лишь с большим трудом. Простые запреты не оказывают на них никакого действия. Требуется доброжелательное и вместе с тем понятное объяснение, чтобы, во-первых, изменить их намерения, во-вторых, удержать их от опрометчивых поступков и, в-третьих, увлечь их тем, по отношению к чему они довольно скептически настроены.

- Многим индиго с большим трудом удается сидеть спокойно, они постоянно в движении, поэтому им сложно на чем-то сконцентрировать свое внимание, и они довольно легко отвлекаются. На языке медицинских терминов такое поведение называется синдромом дефицита внимания, вызванным гиперактивностью (СГДВ) (далее этот диагноз рассматривается более подробно).

- Индиго решительно противятся определенным вещам, которые у других детей не вызывают никакого протеста, например, они не любят ждать.

- Из-за их нетерпения, а подчас и импульсивности окружающим людям трудно понять и принять таких детей. И если нет никого, кто готов принять их такими, какие они есть, или же того, кто обладает сходными с индиго качествами, то последние чаще всего замыкаются в себе. Вот почему нередко они бывают очень одиноки.

- Дети-индиго очень впечатлительны. Как правило, они всегда чувствуют, если кто-то их не принимает. Также они достаточно быстро замечают, что они какие-то не такие, как другие дети. Если у индиго создается впечатление, что сверстники отвергают их, то реакция на это может быть достаточно агрессивной. Поэтому уже в детском саду или в школе они часто попадают в разряд асоциальных детей.

- С другой стороны, индиго также порой бывают ко всему равнодушны, так что их с трудом удается чем-то увлечь.

- Многим индиго очень быстро становится скучно.

- В подростковом возрасте индиго в большей степени, чем их сверстники, склонны принимать наркотики. Поэтому родители должны быть начеку и постоянно контролировать поведение своего ребенка. Если он замыкается в себе, не позволяет родителям входить в свою комнату, избегает любых разговоров, то все это обязательно должно насторожить как мать, так и отца.

А теперь еще один небольшой перечень особенностей поведения или отличительных признаков, которые воспринимаются всеми как позитивные.

- Дети-индиго в высшей степени любопытны и любознательны.

- Они стремятся все исследовать самостоятельно.

- Часто индиго предлагают собственные идеи решения проблем. Поначалу другим людям эти идеи могут показаться слишком необычными, но они часто приводят к цели. Правда, в школе это может создавать для индиго проблемы: ведь эти дети не хотят следовать по ранее проторенному пути.

- Большинство детей-индиго обладают высокой творческой активностью.

- Хорошо развитое сочувствие к другим людям также относится к их позитивным качествам.

- Многих индиго отличает повышенный уровень интеллекта.

- Как правило, дети-индиго отнюдь не робкие, они легко общаются с другими людьми.

- Большинство индиго находятся в тесном контакте с животными и с природой.

Совет

Родители, ребенок которых проявляет некоторые или же все из вышеперечисленных качеств, часто сомневаются в самих себе и в своей системе воспитания. Ничего удивительного в этом нет, ведь они видят, что с другими детьми не так трудно, и ими намного легче управлять. Многие родители изучают и применяют различные методики воспитания для того, чтобы их ребенок преуспел в какой-то области, приобрел социальные навыки. При этом такие родители часто совершенно не замечают того, что их детям присущи и ярко выраженные позитивные качества, не свойственные в такой степени другим детям. Однако ни в коем случае нельзя допускать, чтобы перечисленные выше отличительные черты оценивались лишь негативно. Например, в наше время повышенная самооценка, без сомнения, является позитивным фактором. В инструкциях и указаниях нет ничего плохого, но кому понравится, если его ребенок всегда будет делать лишь то, что ему велят другие?

К сожалению, многие родители, а также другие люди, часто общающиеся с ребенком-индиго (например, учителя), не придают никакого значения этим позитивным качествам. Они видят лишь то, что на поверхности, т.е. упрямого «проблемного ребенка», а не маленькую личность, человека, имеющего собственные представления о жизни, которым он хочет следовать.

«Дикие», темпераментные малыши

Если маленьких детей называют «гиперактивными», особенно темпераментных и подвижных, то часто вкладывают в это слово такое значение как «дикие» дети. У них слабо выражено чувство опасности, поэтому с ними чаще, чем с другими детьми, происходят несчастные случаи - к счастью, большей частью незначительные. В ясельных группах и в детских садах они часто вызывают недовольство из-за постоянной беготни, громкого крика и из-за своей импульсивности.

Лишь в редких случаях они длительное время могут играть с одной игрушкой- Если они видят, к примеру, что какой-то другой ребенок тянется за новой игрушкой, то они во что бы то ни стало хотят взять именно ее и по-настоящему сердятся, если не могут сразу получить игрушку. Многие дети в такой ситуации начинают громко плакать, другие реагируют вспышками ярости, частично направленной на другого ребенка, обладателя игрушки. Многие дети с СГДВ не участвуют в групповых играх, они охотнее уединяются где-то в углу.
Нередко во время игр они всячески мешают другим детям, например, опрокидывают башни из кубиков или разрывают детские рисунки, поэтому их часто считают асоциальными. Они могут «правильно» играть только с одним или двумя детьми. Кроме того, многие «гиперактивные» уже в детсадовском возрасте испытывают трудности как с засыпанием, так и со сном. Они также намного разговорчивее, чем большая часть их сверстников, и часто всех перебивают.
Продолжение следует...
Made on
Tilda